Меню сайта

Категории каталога

XII Чтения (2011) [11]
Международная научно-практическая конференция "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения" (17 мая 2011 года)
День славянских языков и культур [4]
Информация о Дне славянских языков и культур, который пройдет в пятницу, 20 мая 2011 года, в рамках Научно-образовательного проекта "Кирилло-Мефодиевская неделя".
Вузовские учебные практики сегодня [4]
Информация о проекте "Вузовские учебные практики сегодня: содержание и перспективы", который пройдет в среду, 18 мая 2011 года, в рамках Научно-образовательного проекта "Кирилло-Мефодиевская неделя".
Школа - вуз: опыт сотрудничества [4]
Информация о проекте "Школа - вуз: опыт сотрудничества", который пройдет в четверг, 19 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской школы"
Кириллы в истории русского православия [4]
Информация о проекте "Кириллы в истории русского православия", который пройдёт в понедельник, 16 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской недели".
Научно-методические школы кафедр филологического факультета Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина [3]
Информация о презентации научно-методических школ кафедр филологического факультета Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, которая состоится в понедельник, 16 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской недели".
Публичные лекции и мастер-классы [4]

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » "Кирилло-Мефодиевская неделя" (2011) » Публичные лекции и мастер-классы

Мастер-класс канд. филол. наук, доцента МПГУ Я.В. Солдаткиной "Поиск Христа в русской литературе XX века" (18 мая 2011 г.)


ПОИСК ХРИСТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА


Мастер-класс
кандидата филологических наук, доцента МПГУ
Янины Викторовны СОЛДАТКИНОЙ

(среда, 18 мая 2011 г., 11:10)

АННОТАЦИЯ


Рубеж XIX-XX веков в отечественной культуре ознаменован не только появлением принципиально нового художественного мировидения – декадентства и модернизма, пристальным интересом к ницшеанству и марксизму, но и обращением к христианству, рождением русской религиозной философии, мыслившейся определенного рода альтернативой тенденциям к распаду и уничтожению нравственности, общества, культуры. В таком сложном – общественном и философском – контексте в русской литературе ХХ возникает образ Христа, ставшего одним из ключевых героев революционной поры (поэмы С.А. Есенина «Товарищ» и А.А. Блока «Двенадцать»), позволивший раскрыть мистический и одновременно глубоко трагический характер революции как величайшего потрясения. Каждый из художников, рисующих Христа, раскрывает собственное, но при этом универсально-типологическое, видение Христа – мученика и страдальца, бунтаря-революционера, Христа воскресшего и Христа распинаемого. Фигура Христа парадоксальным образом становится одним из ликов русской революции 1917 года.

Литература наследующей революции сталинской эпохи не перестает рассуждать о Христе, видя в Нем как идеал стойкости, так и образец для повседневного поведения. Подобные идеи характерны для пласта отечественной «потаенной литературы», авторы которой (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, Б.Л. Пастернак) продолжают исследовать образ Христа, но уже не революционной, а советской эпохи. Опровергая сложившуюся традицию и творчески обогащая ее, они стремятся увидеть Христа не в героическом ореоле, но в обыденности, близкой каждому. Так в пространстве русской литературы формируется уникальная трактовка Христа не как Царя, Судии или Жертвы, но как современника и соработника.

Изменение культурной ситуации в послеоттепельный и в постсоветский периоды создает предпосылки для нового, прежде всего поэтического, переосмысления образа Христа, иллюстрируя духовные потребности общества в вечных ценностях.

| Категория: Публичные лекции и мастер-классы | Добавил: ALAman (11.04.2011) Просмотров: 1260
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]