Меню сайта

Категории каталога

XII Чтения (2011) [11]
Международная научно-практическая конференция "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения" (17 мая 2011 года)
День славянских языков и культур [4]
Информация о Дне славянских языков и культур, который пройдет в пятницу, 20 мая 2011 года, в рамках Научно-образовательного проекта "Кирилло-Мефодиевская неделя".
Вузовские учебные практики сегодня [4]
Информация о проекте "Вузовские учебные практики сегодня: содержание и перспективы", который пройдет в среду, 18 мая 2011 года, в рамках Научно-образовательного проекта "Кирилло-Мефодиевская неделя".
Школа - вуз: опыт сотрудничества [4]
Информация о проекте "Школа - вуз: опыт сотрудничества", который пройдет в четверг, 19 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской школы"
Кириллы в истории русского православия [4]
Информация о проекте "Кириллы в истории русского православия", который пройдёт в понедельник, 16 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской недели".
Научно-методические школы кафедр филологического факультета Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина [3]
Информация о презентации научно-методических школ кафедр филологического факультета Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, которая состоится в понедельник, 16 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской недели".
Публичные лекции и мастер-классы [4]

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » "Кирилло-Мефодиевская неделя" (2011) » Публичные лекции и мастер-классы

В категории материалов: 4
Показано материалов: 1-4

Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам


ПОИСК ХРИСТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА


Мастер-класс
кандидата филологических наук, доцента МПГУ
Янины Викторовны СОЛДАТКИНОЙ

(среда, 18 мая 2011 г., 11:10)

АННОТАЦИЯ


Рубеж XIX-XX веков в отечественной культуре ознаменован не только появлением принципиально нового художественного мировидения – декадентства и модернизма, пристальным интересом к ницшеанству и марксизму, но и обращением к христианству, рождением русской религиозной философии, мыслившейся определенного рода альтернативой тенденциям к распаду и уничтожению нравственности, общества, культуры. В таком сложном – общественном и философском – контексте в русской литературе ХХ возникает образ Христа, ставшего одним из ключевых героев революционной поры (поэмы С.А. Есенина «Товарищ» и А.А. Блока «Двенадцать»), позволивший раскрыть мистический и одновременно глубоко трагический характер революции как величайшего потрясения. Каждый из художников, рисующих Христа, раскрывает собственное, но при этом универсально-типологическое, видение Христа – мученика и страдальца, бунтаря-революционера, Христа воскресшего и Христа распинаемого. Фигура Христа парадоксальным образом становится одним из ликов русской революции 1917 года.

Литература наследующей революции сталинской эпохи не перестает рассуждать о Христе, видя в Нем как идеал стойкости, так и образец для повседневного поведения. Подобные идеи характерны для пласта отечественной «потаенной литературы», авторы которой (М.А. Булгаков, А.П. Платонов, Б.Л. Пастернак) продолжают исследовать образ Христа, но уже не революционной, а советской эпохи. Опровергая сложившуюся традицию и творчески обогащая ее, они стремятся увидеть Христа не в героическом ореоле, но в обыденности, близкой каждому. Так в пространстве русской литературы формируется уникальная трактовка Христа не как Царя, Судии или Жертвы, но как современника и соработника.

Изменение культурной ситуации в послеоттепельный и в постсоветский периоды создает предпосылки для нового, прежде всего поэтического, переосмысления образа Христа, иллюстрируя духовные потребности общества в вечных ценностях.

Публичные лекции и мастер-классы | Просмотров: 1257 | Добавил: ALAman | Дата: 11.04.2011 | Комментарии (0)





НЕПРЯМАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЭТИКЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБИХОДНОЙ СФЕРЫ


Мастер-класс
кандидата филологических наук, доцента Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина
Татьяны Вячеславовны НЕСТЕРОВОЙ

(четверг, 19 мая 2011 г., 11:10)

АННОТАЦИЯ


Этикет как стандартная система указания традиционных иерархических, статусных и ролевых отношений людей, объединенных любым социумом, пронизывает все общение, все грани социальных и коммуникативных отношений партнеров. И этикет в широком смысле слова (как совокупность универсальных правил поведения, обхождение с окружающими) и речевой этикет признаются однозначными и прямыми (или в достаточно высокой степени прямыми). В работах, посвященных речевому этикету, описаны типизированные, ритуализованные способы выражения этикетных интенций (коммуникативно-семантические группы - КСГ), которые представлены прямыми РА и косвенными конвенциональными РА. Они образуют центральную зону («ядро поля») речевого этикета. Исследование этикета как непрямой коммуникации, периферийного проявления системы практически не проводилось. В рамках мастеркласса аудитории будет предложен анализ непрямых способов выражения этикетных интенций в обиходной сфере. Сюда включаются: 1) ситуативно-контекстуальные косвенные РА («вторая степень косвенности»); 2) транспонированное употребление конвенциональных ЕРЭ; 3) речетворчество, окказиональные образования, аномалии, шутки, анекдоты, каламбурно-переосмыленные высказывания этикетного типа; 4) шутливо-иронические РА (в рамках принципа кооперации); 5) манипуляция (в рамках принципа кооперации); 6) эвфемизацию; 7) тропы; 8) гипертрофированная этикетизацию (с разными целями); 9) типичные речевые жанры обиходной сферы (как прямые с элементами непрямой коммуникации, так и непрямые);10) уход от прямого ответа и смену темы разговора; 11) намеки; 12) коммуникативно значимое молчание; 13) невербальные средства (просодика, кинесика, окулесика, гаптика, проксемика); 14) импликатуры, возникающие при реализации рассмотренных выше единиц общения (а также конвенциональных ЕРЭ) и при значимом отсутствии таковых.
Непрямые способы выражения этикетных интенций (периферийные проявления системы), позволяет расширить границы речевого этикета, наметить новые перспективы его исследования. Создание типологии таких способов; регулятивных стратегий и тактик имеет большое значение для описания подобных явлений в других сферах общения и типах дискурсов.
Знание национально-культурных особенностей вежливого поведения является обязательным компонентом межкультурной коммуникативной компетенции. Опора на коммуникативные смыслы, находящие свое выражение в ситуативно-контекстуальных косвенных РА и косвенных РЖ, может привести к оптимизации обучения и дополнительно мотивировать изучение русского языка как инструмента общения (как в устных, так и в письменных формах). Результаты описания такого рода могут быть полезны в практике преподавания иностранных языков, русского языка как иностранного (на высших этапах обучения) и в переводческой деятельности.
Публичные лекции и мастер-классы | Просмотров: 1443 | Добавил: ALAman | Дата: 25.04.2011 | Комментарии (0)




КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Публичная лекция
доктора филологических наук, профессора Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина,
Заслуженного деятеля науки РФ
Натальи Ивановны ФОРМАНОВСКОЙ

(четверг, 19 мая 2011 г., 9:30)

ПЛАН ЛЕКЦИИ


1. Потребности общества в коммуникативно грамотных работниках («требуются коммуникативные») по времени совпали с научным становлением третьей крупной ветви филологического знания - лингвистики общения (коммуникативной), наряду с лингвистикой языка и лингвистикой речи.
2. Отношение: язык - речь - общение (для исследователя) и общение - речь - язык (для пользователя, носителя языка).
Определение понятий.
3. Составляющие общения как единство речевой деятельности и речевого поведения. Первая продуцирует информативно важные и новые сведения по правилам языка/речи, второе оформляет дискурс/текст по правилам обычаев и традиций национальной культуры.
Проблемы межкультурной коммуникации.
4. Основные участники общения: адресант и адресат как активные действующие лица; косвенный адресат; наблюдатель.
Элементы и фазы активности адресата.
5. Виды общения и коммуникативные ситуации, сценарии.
6. Основные единицы общения: высказывание (адресованное), дискурс/текст.
7. Коммуникативные категории: адресантность, адресатность, интенциональность, коммуникативный контакт, прагматические, этические, этикетные категории и т.д.
Актуальные и перспективные проблемы исследований.
Публичные лекции и мастер-классы | Просмотров: 1271 | Добавил: ALAman | Дата: 11.05.2011 | Комментарии (0)


Для того, чтобы ознакомиться с расписанием, нажмите на заголовок материала.
XII Чтения (2011) | Просмотров: 2874 | Добавил: ALAman | Дата: 12.05.2011 | Комментарии (0)