Меню сайта

Категории каталога

XII Чтения (2011) [11]
Международная научно-практическая конференция "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XII Кирилло-Мефодиевские чтения" (17 мая 2011 года)
День славянских языков и культур [4]
Информация о Дне славянских языков и культур, который пройдет в пятницу, 20 мая 2011 года, в рамках Научно-образовательного проекта "Кирилло-Мефодиевская неделя".
Вузовские учебные практики сегодня [4]
Информация о проекте "Вузовские учебные практики сегодня: содержание и перспективы", который пройдет в среду, 18 мая 2011 года, в рамках Научно-образовательного проекта "Кирилло-Мефодиевская неделя".
Школа - вуз: опыт сотрудничества [4]
Информация о проекте "Школа - вуз: опыт сотрудничества", который пройдет в четверг, 19 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской школы"
Кириллы в истории русского православия [4]
Информация о проекте "Кириллы в истории русского православия", который пройдёт в понедельник, 16 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской недели".
Научно-методические школы кафедр филологического факультета Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина [3]
Информация о презентации научно-методических школ кафедр филологического факультета Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, которая состоится в понедельник, 16 мая 2011 года, в рамках "Кирилло-Мефодиевской недели".
Публичные лекции и мастер-классы [4]

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » "Кирилло-Мефодиевская неделя" (2011) » Публичные лекции и мастер-классы

Мастер-класс к.филол.н., доцента Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина Т.В. Нестеровой "Непрямая коммуникация в этикетных ситуациях обиходной сферы"



НЕПРЯМАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЭТИКЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБИХОДНОЙ СФЕРЫ


Мастер-класс
кандидата филологических наук, доцента Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина
Татьяны Вячеславовны НЕСТЕРОВОЙ

(четверг, 19 мая 2011 г., 11:10)

АННОТАЦИЯ


Этикет как стандартная система указания традиционных иерархических, статусных и ролевых отношений людей, объединенных любым социумом, пронизывает все общение, все грани социальных и коммуникативных отношений партнеров. И этикет в широком смысле слова (как совокупность универсальных правил поведения, обхождение с окружающими) и речевой этикет признаются однозначными и прямыми (или в достаточно высокой степени прямыми). В работах, посвященных речевому этикету, описаны типизированные, ритуализованные способы выражения этикетных интенций (коммуникативно-семантические группы - КСГ), которые представлены прямыми РА и косвенными конвенциональными РА. Они образуют центральную зону («ядро поля») речевого этикета. Исследование этикета как непрямой коммуникации, периферийного проявления системы практически не проводилось. В рамках мастеркласса аудитории будет предложен анализ непрямых способов выражения этикетных интенций в обиходной сфере. Сюда включаются: 1) ситуативно-контекстуальные косвенные РА («вторая степень косвенности»); 2) транспонированное употребление конвенциональных ЕРЭ; 3) речетворчество, окказиональные образования, аномалии, шутки, анекдоты, каламбурно-переосмыленные высказывания этикетного типа; 4) шутливо-иронические РА (в рамках принципа кооперации); 5) манипуляция (в рамках принципа кооперации); 6) эвфемизацию; 7) тропы; 8) гипертрофированная этикетизацию (с разными целями); 9) типичные речевые жанры обиходной сферы (как прямые с элементами непрямой коммуникации, так и непрямые);10) уход от прямого ответа и смену темы разговора; 11) намеки; 12) коммуникативно значимое молчание; 13) невербальные средства (просодика, кинесика, окулесика, гаптика, проксемика); 14) импликатуры, возникающие при реализации рассмотренных выше единиц общения (а также конвенциональных ЕРЭ) и при значимом отсутствии таковых.
Непрямые способы выражения этикетных интенций (периферийные проявления системы), позволяет расширить границы речевого этикета, наметить новые перспективы его исследования. Создание типологии таких способов; регулятивных стратегий и тактик имеет большое значение для описания подобных явлений в других сферах общения и типах дискурсов.
Знание национально-культурных особенностей вежливого поведения является обязательным компонентом межкультурной коммуникативной компетенции. Опора на коммуникативные смыслы, находящие свое выражение в ситуативно-контекстуальных косвенных РА и косвенных РЖ, может привести к оптимизации обучения и дополнительно мотивировать изучение русского языка как инструмента общения (как в устных, так и в письменных формах). Результаты описания такого рода могут быть полезны в практике преподавания иностранных языков, русского языка как иностранного (на высших этапах обучения) и в переводческой деятельности.
| Категория: Публичные лекции и мастер-классы | Добавил: ALAman (25.04.2011) Просмотров: 1140
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]